Обережная сила орнамента.

p0055Орнаментация одежды славянских народов строго соответствовала языческим представлениям о мире и человеке. Вся природа, по мнению славянина, была насыщена духами зла и добра. Повсеместность рассеянного в природе зла так велика, что человек мог стать его жертвой где угодно и когда угодно. Но он не был совсем беззащитен, ему помогали доброжелательные символы (изображения солнца, громовые знаки, знаки воды, дождя, растений, животных, птиц, фигуры богинь), которые располагались в самых уязвимых местах жилища и одежды.
Заклинательным орнаментом оформлялись все проемы, отверстия, ворот, обшлага рукава, подол, разрезы, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно украшенные магическим орнаментом (трепало, гребни, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места на теле человека, где кончалась заколдованная ткань, и начиналось беззащитное тело.
Особенное значение придавалось головному убору, в котором воплощалась идея неба, солнца (форма), мирового древа жизни, устремленного к небу, птиц. Эта устремленность к небу отражалась даже в названиях: «кокошник» (от кокошь – петух), «кика», «кичка» (утка), «сорока». Украшались они вышивками с изображением солнца, белого света, богинь-рожаниц. От головного убора до груди шли подвески-рясны, имитирующие струи дождя, небесной влаги, на концах которых крепились колты с фигурками посредников между небом и землей – русалок, грифонов (птицедев) или семарглов (бог растительности, корней, охранитель побегов, сомвол «вооруженного добра», крылатый пес, собакоптица).
Шея и грудь обильно украшались ожерельями с оберегами-амулетами, подвесками с заклинательными изображениями символов плодородия, растительности, посланников неба, оберегающих землю и людей.
Вышивка рукавов часто содержала символы земли, возделанного поля, зерен, ростков. В вышивке подола одежды господствовали символы земли, растений, корней, цветов, засеянного поля. Очень частым мотивом вышивок были богиня – покровительница Макошь (мать урожая, мать сыра земля) и богини-рожаницы – Лада и Леля, богини любви, ярой весенней вегетативной силы, свадеб и плодородия, часто изображавшиеся верхом на коне.

p0078
Эти верования позволили разработать богатую красочную орнаментацию одежды, в которой древний славянин чувствовал себя защищенным от сил зла. Основными магическими защитными символами были: круг – знак света, солнца; ромб – знак поля, земли; ромб с точками – засеянное поле; знаки воды, корней, семян, растений. Начиная с эпохи неолита, солнце обозначалось просто кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругом с крестом внутри, несколькими концентрическими кругами также с крестом внутри, розеткой, завихряющейся розеткой и свастикой.
В орнаменте одежды славянина была высшая форма защиты – при помощи белого света с солнцем в движении, со струями дождя и землей, с заклинанием пространства на все четыре стороны и берегинями, изображенными в виде почек, ростков, растений – символов жизни и рождения.

p0036

Рассказать интересную новость друзьям!

0

так же на эту тему вы можете почитать:

This entry was posted in Народная символика and tagged , , , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>